Ссылки

Главная

Контакт

Биографии знаменитых людей

Биографии

 

Спортсмены

Актеры

Музыканты

Ученые

Политики

Писатели и поэты

Джордано Бруно

Родился в поселке у города Нола недалеко от Неаполя в 1548. Учился в монастырской школе в Неаполе, где в 1565 вступил в доминиканский орден; в 1572 стал священником. Обвиненный в ереси в 1576, бежал сначала в Рим, а затем за пределы Италии; переезжал из города в город, занимался чтением лекций и сочинением многочисленных трудов, был принят при дворах Генриха III и Елизаветы. В 1592 по доносу венецианского патриция Джованни Мочениго, пригласившего его в Венецию, был предан суду инквизиции. Бруно был арестован, против него было начато следствие – сначала в Венеции, а в 1593, после выдачи Бруно Венецианским государством, в Риме. Ему были предъявлены многочисленные обвинения в богохульстве, аморальном поведении и еретических взглядах в области догматической теологии; осуждению подверглись также некоторые из его философских и космологических идей. Бруно отказался признать ложными главные из своих теорий и по повелению Климента VIII был приговорен к смертной казни, а затем сожжен на костре на площади Кампо ди Фьоре в Риме 17 февраля 1600. Среди ранних сочинений Бруно – комедия на итальянском языке Подсвечник (Il Candelaio , 1582) и несколько трактатов, посвященных теориям Раймунда Луллия об искусстве механического мышления и памяти («великом искусстве»). Важнейшими произведениями этого периода являются диалоги на итальянском языке, написанные им в Англии, и поэмы на латинском языке, написанные в Германии. Его метафизическое учение изложено в работе О причине, начале и едином (De la causa, principio e uno , 1584), в которой он утверждает, что Бог (Бесконечное) включает или сочетает в себе все атрибуты, в то время как частные феномены суть не что иное, как конкретные манифестации единого бесконечного принципа. Единая универсальная материя и единая универсальная форма, или душа, являются непосредственными началами всех отдельных вещей. Космология Бруно изложена в его работе О бесконечности, Вселенной и мирах (De l'infinito , universo e mondi , 1584). В этом произведении он опровергает традиционную аристотелевскую космологию и утверждает, что физическая Вселенная бесконечна и включает бесконечное число миров, в каждом из которых есть солнце и несколько планет. Таким образом, Земля всего лишь небольшая звезда среди других звезд в бесконечной Вселенной. Метафизика Бруно является связующим звеном между взглядами Николая Кузанского и Спинозы; она также оказала непосредственное влияние на немецкий классический идеализм. В своей космологии Бруно следует Лукрецию и Копернику, однако выводит из коперниканской системы гораздо более радикальные следствия, чем ее автор. Больше, чем любой другой итальянский философ того времени, Бруно заслуживает названия предшественника, если не основателя современной науки и философии. Его идеи и произведения свидетельствуют скорее о смелости и богатом воображении, чем о точности и осторожности в выводах, однако совпадение его идей с позднейшими научными и философскими теориями поразительно. Трагическая смерть Джордано Бруно сделала его мучеником за свободу мышления. Среди других важнейших трудов Бруно – Пир на пепле (Cena de le leneri , 1584); Изгнание торжествующего зверя (Spaccio de la bestia trionfante , 1584); Тайна Пегаса (Cabala del cavallo Pegaseo , 1585); О трагическом энтузиазме (Degli eroici furori , 1585); 120 статей о природе и Вселенной против перипатетиков (Centum et viginti articuli de natura et mundo adversus Peripateticos , 1586); 160 статей (Articuli centum et sexaginta , 1588) ; О тройственном минимуме и измерении (De triplici minimo et mensuro , 1589); О монаде, числе и фигуре (De monade, numero et figura , 1589); О безмерном и бесчисленном (De immenso, innumerabilibus et infigurabilibus , 1589).