Ссылки

Главная

Контакт

Биографии знаменитых людей

Биографии

 

Спортсмены

Актеры

Музыканты

Ученые

Политики

Писатели и поэты

Иоганн Себастьян Бах

Бах (Иоганн Себастьян) - величайший композитор церковной музыки и органист, сын Иоганна Амвросия Баха (род. 1645 г., ум. 1695 г.), придворного музыканта в Эйзенахе, - род. 21 марта 1685 г. там же. По смерти отца (мать его умерла еще ранее), Бах, которому не было и десяти лет, переселился к своему старшему брату Иоганну Христофу Баху (ум. 1721 г.), органисту в Ордруфе, где он стал посещать лицей и брать уроки фортепианной игры у своего же брата. Через посредничество ордруфского кантора Герда, Бах получил на 15-м году место певчего в хоре при церкви св. Михаила в г. Люнебург. Живя там, он часто посещал Гамбург, Любек и Целле, где в то время находились лучшие музыкальные силы по органной и оркестровой игре, оперному и концертному пению. В 1703 г. Бах был назначен придворным музыкантом (скрипачом) в Веймаре, в 1704 г. - органистом в Арнштадте, откуда в конце 1705 г. с целью усовершенствования себя в игре на органе, предпринял путешествие в Любек, к известному органисту Бутстегуде; в 1707 он стал органистом в Мюльгаузене, в 1708 придворным органистом в Веймаре, а с 1714 и концертмейстером. Необыкновенные музыкальные дарования Баха, как виртуоза, особенно проявились в Дрездене, в 1717 г., при следующих замечательных обстоятельствах. В этом городе предстояло музыкальное состязание с всесветною знаменитостью, французским пианистом и органистом Маршалом, вызывавшим желающих состязаться с ним. По рекомендации саксонского концертмейстера Волюмье, был вызван и Бах из Веймара. Последствием приезда Баха в Дрезден было то, что Маршал, познакомившись с силами своего противника, тайно скрылся из города перед самым состязанием. Тотчас по возвращении в Веймар, в 1717 г., Бах был назначен князем Леопольдом Ангальт Кётенским капельмейстером, а в 1726 г. "директором" музыки и кантором в Лейпциге, где и прожил до кончины, терпя по временам не малую нужду. В 1736 г. Бах получил от дрезденского двора титул королевско-польского и саксонского курфюрстского придворного композитора. Особенного отличия он был удостоен со стороны Фридриха II. Согласно неоднократно выраженным желаниям Фридриха II, в 1747 г. последовало формальное приглашение Баха во дворец в Потсдаме, где он был принят с большим почетом. Тему, заданную королем, на которую Бах импровизировал в его присутствии, он впоследствии еще более обработал и, отпечатав свой труд, послал его королю, под заглавием: "Музыкальное приношение" ("Musikalisches Opfer"). Бах умер 28 июля 1750 г. в Лейпциге. Как учитель и виртуоз, он создал целую школу превосходных композиторов, органистов и пианистов, деятельность которых распространилась по всей северной Германии, Саксонии и Турингии. Между ними особенно выдаются несколько сыновей Баха. Но как ни велики заслуги Баха в теории и практике, все же выше всего следует поставить то неисчерпаемое творческое богатство, которое упрочивает за Бахом вечную славу в потомстве. Его высокое искусство, как контрапунктиста, благородство содержания и серьезность его не легко понимаемых сочинений делает их изучение в высшей степени полезным и плодотворным для истинного музыканта. Сознавая это, Лейпцигское общество имени Баха (подобно существующему "Генделевскому" обществу), начало издавать полное, роскошное собрание его сочинений; при этом ярко обнаружилась изумительная плодотворность творчества Баха и его мессы, "Страсти" и церковные кантаты вскоре сделались общим достоянием, хотя многие из отдельных фортепианных и органных произведений его появились еще ранее в нескольких изданиях. Более полные собрания сочинений Баха издали сначала Петерс в Лейпциге (при содействии Черни Грипенкерля и Дена) и Гаслингер в Вене. В XIX ст. произведения Баха были вызваны к жизни Мендельсоном, который принимал деятельное участие в публичном их исполнении. При его посредничестве был воздвигнут в 1842 г. памятник Баху перед зданием старинной школы при церкви св. Фомы, в Лейпциге. Первая обстоятельная биография Баха помещена в Музыкальной библиотеке" Мяцлера, за 1754 г. (том IV, ч. 1). Она составлена Агриколой, одним из учеников Баха и сыном композитора Карлом Филиппом Эммануэлем Бахом. Биография эта представляет вполне надежный источник и в особенности она ценна в смысле обзора и подробного перечня сочинений Баха. При жизни Баха в печати появились следующие его произведения: 1) Собрание разных сочинений для фортепиано с педалью и без оной, под загл.: "Упражнение для фортепиано" (Klavierubung), часть 1 - 4, изд., 1726 - 42 гг.; 2) "Музыкальное посвящение", написанное на тему Фридриха II и ему посвященное (Лейпц., 1747); 3) "Искусство фуги" (DieKunst der Fuge), отпечатанное в 1752 г. после смерти Баха. Все церковные произведения для пения и оркестра и большинство сочинений, написанных для отдельных музыкальных инструментов, остались ненапечатанными до смерти Баха. К ним принадлежат: 1) пять "ежегодников" п. церковных произведений на каждые воскресные и праздничные дни, а также оратории, Рождественские, Пасхальные, на праздник Вознесения, и 5 пассий (страстей Господних); 2) многие мессы, магни-фикаты (хвалебные песни), несколько "Sanctus", драм, серенад, сочинений по случаю рождения, именин и похорон, свадебные мессы, а также несколько пьес комаческого содержания; 3) несколько мотеттов на два хора; 4) "Das wohitemperierte Klavier" (1 часть, 1722; 2 ч., 1740); 5) прелюдии и фуги для органа, хоральные прелюдии и прочее. Кроме того, множество всевозможных произведений для различных инструментов. Позднейшая биография Баха принадлежит Форкелю (Лейпц., 1803), Гильгенфельду (Лейпц., 1850), Биттеру (2 изд., 4 тома, Берлин, 1881) и Спитта (2 т., Лейпц., 1873 - 80). Род Баха ведет свое начало из Прессбурга в Венгрии. Кроме Баха, знаменитого Лейпцигского кантора, насчитываются несколько выдающихся в истории музыки деятелей, носивших ту же фамилию. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона